Алена О.
82 сообщения
#17 лет назад
Хотелось бы обсудить ситуацию... больше, наверное, к 100% фрилансерам адресовано.

1. Обсуждаете ли вы ДО начала работы авторское право? То есть, в предварительных условиях сообщаете, что работа будет выставлена в вашем портфеле?
2. Если клиент хочет получить это право в собственность, увеличиваете ли стоимость работы?
3. Как поступите, если такое условие не обсуждалось ДО начала работы, а сама работа с вашей стороны расчитывалась по себестоимости именно для портфеля. А когда работа была сделана, материал сдан, клиент просит не выставлять работу в портфеле, а на вопрос "Почему?" рассказывает (впервые!), что он дизайн-студия и ему нужны права на вашу работу.

Вобще, расскажите, как фрилансеры работают на студии без прав ссылаться на свои работы. Лично мне подобное немного не понятно. Портфолио - это мой хлеб. И каждая удачная работа (+действующая ссылка) это плюс % к последующим расценкам.

Возможно я заблуждаюсь, хочу послушать и подумать...
 Rei
246 сообщений
#17 лет назад
Dolli, авторские права у вас, как у автора никто отнять, забрать, купить не может. Если вы работали на студию, студия может потребовать, чтобы в информации вы указывали, для кого создавалась работа. (Например, у меня несколько дизайнов в портфеле выставлены со времени работы в одной студии, я указываю на этот факт). За деньги или по договоренности фирма может потребовать убрать ваши копирайты с сайта. Но запрещать выставлять свою работу в портфолио, сколько я знаю, нельзя.
Тимур Ш.
1278 сообщений
#17 лет назад
Если договором это предусмотренно, то вы и упоминать не имеете права о своем авторстве.
А вообще это должно обсуждаться до начала выполнения работы.
ЗЫ: у меня есть работы
и на которых стоят наши копирайты
и которые могу разместить в портфолио
и о которых упоминать запрещено (есть ещё такое понятие "закрытое портфолио"
Тимур Ш.
1278 сообщений
#17 лет назад
Цитата ("rei"):
Dolli, авторские права у вас, как у автора никто отнять, забрать, купить не может.

Глупости, почитайте закон об авторских правах.
Если вы работали на фирму то имеете право зарегистрировать авторские права только в том случае, если фирма не сделала этого в течении 4 месяцев. Вы видимо путаете юридический термин "Авторские права" и авторство в широком понимании этого слова
Дмитрий К.
127 сообщений
#17 лет назад
Коллеги, так что делать то? Не всегда получается заключить письменный договор с заказчиком за его подписью. Как отстоять свои права? Наши работы растянут щас нечистоплотные менеджеры по своим псевдостудиям и будут с пеной у рта говорить, что авторство принадлежит им. типа выкупили они его у дизайнера. Где выход?
Тимур Ш.
1278 сообщений
#17 лет назад
А нигде...менять "американскую" систему авторских прав вместе со всем законодательством.
А нет на это сил - просто брать дороже за отчуждение этих прав
Дмитрий К.
127 сообщений
#17 лет назад
Оффтопик
Цитата ("FlaPS_Team"):
А нигде...менять "американскую" систему авторских прав вместе со всем законодательством.

УРААААА!! Все на зимний!!!! с винтовками!!!


Да, вы FlaPS_Team, наверно правы, если продаваться, то подароже и не роптать потом !
Андрей Халецкий
3563 сообщения
#17 лет назад
Нелзя путать

"авторские права" - возникающие у автора (а в некоторых случаях и у других лиц) при создании им произведения. Авторские права принято разделять на имущественные и неимущественные.

"право авторства" - право признаваться автором произведения. Более узкое понятие, как раз оно является неотчуждаемым (т.е. его нельзя купить/продать/подарить.

"Копирайты", в смысле ссылка "сделано в студии Васи пупкина" - это не право авторства.
Тимур Ш.
1278 сообщений
#17 лет назад
А вот против "Права авторства" существует другой механизм - NDA(Договор о неразглашении)
Многие серьёзные фирмы заставляют его подписать - и всё человек сам себя лишает всех неимущественных прав.
а не хочешь подписывать - не получишь работу
Алена О.
82 сообщения
#17 лет назад
Возможно я не точно описала вопрос.
Понятно, что работая на фирму, права ограничиваются в рамках устава фирмы.
Меня интересуют ситуации когда дизайнер на фрилансе, не "удаленный сотрудник"/"внештатный дизайнер", а именно фриланс - "сам себе бизнесмен".
Тимур Ш.
1278 сообщений
#17 лет назад
А на фрилансе вы можете поступить как угодно (если Вы разместите свою работу не смотря ни на что в портфолио Вам ведь ничего не будет, ну кроме скандала и нехорошего отношения потенциальных клиентов), но все как-то стараются соблюдать договора.
Законы тоже стараются учитывать.
В Вашем случае я бы советовал всё таки не подставлять "студию" (хотя значит такая "студия", раз заранее ничего не решили),
Но потребовать за это увеличения гонорара на 30-50%
ЗЫ: это не правило, а только моё личное мнение
С. А.
97 сообщений
#17 лет назад
FlaPS_Team,
Цитата:
А вот против "Права авторства" существует другой механизм - NDA(Договор о неразглашении)
Многие серьёзные фирмы заставляют его подписать - и всё человек сам себя лишает всех неимущественных прав.
а не хочешь подписывать - не получишь работу


Либо я чего-то не понимаю, либо вы заблуждаетесь в чем-то, либо такие договоры не законы. Права авторства (право считаться и называться автором произведения вне зависимости от любых обстоятельств) относятся к неотчуждаемым личным неимущественным правам. Оно не может быть ни продано, ни подарено, ни вообще передано кому-либо любым способом. Если договор подразумевает отчуждение права авторства, то такой договор по судебному решению признается ничтожным.
Тимур Ш.
1278 сообщений
#17 лет назад
Возможно вы и правы, по поводу этих договоров много копий поналомали, вопрос об их законности и этичности не раз подымался.
Но тем не менее они существуют. И в случае судебного разбирательства чью сторону займет суд - неизвестно.
И большой вопрос: сумеете ли вы доказать что автором является дизайнер(програмист), а не менеджер например, который подал идею (за идею можно посчитать и само желание создать сайт фирмы "Company"
Анна С.
83 сообщения
#17 лет назад
Вопросы в первом сообщении поставлены некорректно. Если не ориентируетесь свободно в соответствующей терминологии, лучше формулировать проблему обычным бытовым языком. Для дела полезнее
Цитата:

Если договором это предусмотренно, то вы и упоминать не имеете права о своем авторстве


Даже если подобное требование предусмотрено договором, оно является незаконным. Лицо, которому переданы имущественные права на произведение, имеет право в случае, если это разрешено автором, не указывать авторство данного лица при обнародовании произведения. Однако ни одно лицо не может запретить автору указывать свое авторство на свое произведение. Право авторства и право на имя являются личными неимущественными правами и неотчуждаемы по российскому законодательству. Часть 3 статьи 15 Закона Об авторском праве и смежных правах (далее ЗоАП) прямо говорит "Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения."
Таким образом, заказчик (или иное лицо, которому переданы исключительные или неисключительные имущественные права на произведение) имеет право не указывать имя автора, если автор дал на это письменное разрешение. Никакой речи о праве заказчика (etc) запрещать речь даже не может идти, даже если подобный запрет зафиксирован в договоре.

Другое дело, что при размещении в открытом доступе (на сайте) соответствующего произведения (дизайнерского, как в данном случае имеется в виду), вы можете нарушить исключительные права вашего заказчика на этот дизайн. В этом случае действительно следует отдельно оговорить такое право. Однако разместить ссылку на вашу работу вам никто не может запретить.Цитата:
Коллеги, так что делать то? Не всегда получается заключить письменный договор с заказчиком за его подписью. Как отстоять свои права? Наши работы растянут щас нечистоплотные менеджеры по своим псевдостудиям и будут с пеной у рта говорить, что авторство принадлежит им. типа выкупили они его у дизайнера. Где выход?


Чтобы этого не случилось и чтобы ваше авторство было подтверждено (оно принадлежит вам с момента создания произведения, в РФ регистрация не требуется, но иногда бывает необходимо доказательство авторства в суде), существует ряд довольно простых приемов. Законодательством защищается объективная форма произведения. Т.е. то, что можно зафиксировать на материальном носителе (бумаге, CD или DVD, иным образом). То, что можно зафиксировать на материальном носителе, можно защитить

Наиболее надежный (при этом наиболее дорогой) способ - это депонирование произведений на платной основе в соответствующих депозитариях, как правило такую услугу осуществляют негосударственные общества по управлению правами, например РАО, РОМС и т.д.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных (которой, по сути, является сайт) удобнее , надежнее и дешевле является регистрация в Роспатенте. Процедура несложная, но если что, можно и помочь.

Не менее надежным, но менее привычным является депонирование или удостоверение рукописи у нотариуса. С организационной точки зрения более сложно, поскольку вначале надо найти нотариуса, который не будет активно отмахиваться от такой процедуры. С точки зрения правовой способ замечательный, удобнее он будет для тех авторов, которые живут не в крупных городах и которые не имеют возможности обратиться в депозитарий. Нотариусы есть везде.

В случае, если и этот способ недоступен, можно просто отправить самому себе письмо (желательно ценное с описью вложения), содержащее текст , дизайн и т.д. вашего произведения. Письмо, конечно же,не вскрывать. В случае судебного разбирательства оно может быть вскрыто непосредственно судьей (!!!) в суде, штампы на письме (и квитанция) будут являться подвтерждением вашего приоритета по времени, а следовательно, и авторства.

Это кратенько о защите прав автора

Потом можно и поподробнее.
Анна С.
83 сообщения
#17 лет назад
Цитата:
И в случае судебного разбирательства чью сторону займет суд - неизвестно.

суд всегда занимает сторону закона. даже когда кажется, что это не так. в противном случае решение может быть обжаловано и отменено вышестоящим судом. в случае нарушения материального права - с необходимостью.
в данном случае закон на стороне автора.
Тимур Ш.
1278 сообщений
#17 лет назад
Эх....Вашими устами да мед бы пить
Только в реальных судебных разбирательствах не всё так однозначно.
"суд всегда занимает сторону закона" - законов к сожалению много и часто они противоречат друг другу,
суд то сторону закона примет, только какого закона.
Повторюсь ещё раз: Кого суд посчитает автором: самого дизайнера, который рисовал макет или студию в лице менеджера, архитектора, ещё кого-либо, котроые давали советы и указания.
Закон об авторских правах:
"1. Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.

2. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

3. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания."

Как вы будете трактовать пункт 3?
Заметьте положение : "Автор вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания." в законе отсутствует
Анна С.
83 сообщения
#17 лет назад
FlaPS_Team, и много здесь "фрилансеров", которые при начале работы над новым проектом каждый раз заключают трудовой договор с работодателем?

Вы совершаете ошибку многих людей, которые путают договор подряда с трудовым договором, и считают их чуть ли не взаимозаменяемыми и влекущими идентичные правовые последствия. А это не только совершенно разные договоры, они вдобавок относятся к разным отраслям права, регулируемым разными методами. И для грамотного юриста дифференцировать их, в том числе и в суде, как правило не представляется слишком сложным. Соответственном, в случае договора подряда (а именно о нем может идти речь, если имеют место отношения заказчик-исполнитель) конструкция "служебное произведение" полностью утрачивает свою значимость. Поскольку к договору подряда она не применима вовсе.

Суд, при наличии соответствующих оснований, может счесть "менеджера, архитектора, ещё кого-либо, котроые давали советы и указания" в лучшем случае соавтором, если сочтет, что их "советы и указания" были не техническим заданием (и именно поэтому следует грамотно составлять подбные договоры) или детализацией авторского договора заказа, а непосредственно исполнением указанного договора. Причем творческим.
В соответствии с нашим законодательством не защищаются авторским правом идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Защищается объективная форма произведения, а не его содержание.И если "советы и указания" не создавали непосредственно объективную форму сайта, а касались "идей, методов, процессов etc", то авторство за "менеджерами" признано не будет.

Я не обсуждают здесь добровольно-принудительное включение руководства в качестве "соавторов" для своих работников. Это хоть и неправомерно, но, к сожалению, пока с трудом поддается оспариванию.
С. А.
97 сообщений
#17 лет назад
FlaPS_Team, Цитата:
3. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания."

Как вы будете трактовать пункт 3?
Заметьте положение : "Автор вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания." в законе отсутствует


Выше уже писали о различии между авторсими правами и правами автора. В приведенном вами законе говорится об авторском праве (copyright). Однако, никто не может отнять у автора возможность говорить, что "я это сделал", т.е. называть себя автором произведения, и признаваться таковым (возможно, без указания этого в самом произведениии и при его распространении). Грубо говоря. Всякие там менеджеры и прочие упыри, висящие на шее у автора, тоже имеют право приписывать себе какую-то долю авторства. Коллективное творчество типа.
Тимур Ш.
1278 сообщений
#17 лет назад
Я уже говорил вначале что это "американская" система авторских прав, которую повторяют во всём мире.
Она создавалась в Америке в тот момент, когда у государства не было денег на науку и искуство и нужно было привлечь частные капиталы для этого (тех самых упырей-менеджеров). А привлечь их можно было только прибылью и возможностью безоговорочного управления (никто не вложит свои капиталы если он не может влиять на ситуацию).
Эта система сыграла положительную роль в своё время (факт), но как и каждое нововведение со временем устарела и стала тормозить прогресс (моё мнение). Но денег в этой сфере крутиться столько, что все без проблем лоббируется на законодательном уровне.
А что касается данного момента:
Прочтите внимательно весь закон и вдумайтесь, у меня получилось вот что:
1. Авторство у автора никто отнять права не имеет. (показали автору "конфетку"
2.Возможностей заявить о своем авторстве у автора не остается (при правильном подходе со стороны работодателя или менеджера). (но съесть "конфетку" не дали).
ЗЫ: В юрисдикции есть определение для таких случаев "иллюзорность права".
Тимур Ш.
1278 сообщений
#17 лет назад
Насчёт "упырей-менеджеров".
Оговорюсь сразу я фрилансер, но уже в нескольких проектах выступал в роли Проджект-менеджера.
Это всё мне кажется явление временное. Менеджеры нужны, но не посредники а именно руководители проектов,
и скоро цены на их услуги выравняются и все участники фриланс-рынка поймут их необходимость.
Вот тогда если у проекта будет дизайнер (автор) один человек, а руководитель другой, это никого не будет удивлять и они оба будут размещать проект в своих портфелях не мешая друг-другу.