Виталий К.
29 лет, Украина
110 сообщений
#11 лет назад
Ребята, нужна ваша помощь/поддержка/совет. После одного из проектов случился конфуз с заказчиком, результатом которого стало написание им нам отрицательного отзыва. Вкратце, я в корне не согласен со словами заказчика и хочу восстановить справедливость, рейтинг и наши отзывы

История такова: требовалось доработать Shop-Script Premium так, чтобы пункты меню сортировались по нескольким критериям. Работа была выполнена качественно, в чем могут заверить вас как я, так и заказчик. К качеству претензий нет. Вопросы начались после того, как работа была завершена и деньги - получены. Заказчик захотел получить подробные инструкции к установке модуля. В начале работы о подобном речи не шло, потому и правки вносились без оглядки и без записи изменений. Сейчас же возможности к написанию краткой инструкции не было - процесс написания руководства занял бы много времени. Было сказано, что если появится время - инструкция будет написана. Действительно, работы предстояло много и вместо оплачиваемой работы этого делать не хотелось. Да, времени не нашлось - так уж получается, что поделаешь. И вдруг сегодня получаю такой вот привет от старого знакомого. Обиделся очень и расстроился. Как за хорошую работу похвалить - так лень, а как гадостей от безделья написать, так всегда готовы. Такая вот история...

Исходник проекта: http://weblancer.com.ua/projects/71091.html
Исходник отзыва: http://weblancer.com.ua/users/eIdea/reviews/28875.html

Кто прав, кто виноват? Судить ведь нам...
К тому же, так обидно на ровном месте потерять балл рейтинга... Их и так мало пока - так и те разбирают.
В общем, кто что посоветует сделать? Ведь я хочу восстановить наше честное имя и сделать все так, как было до написания этого отзыва.

P.S. Пока еще не опускался до того, что написать заказчику отрицательный отзыв - вдруг у него сегодня плохое настроение, попозже он одумается и вернет все обратно?..
Юрий А.
40 лет, Россия
185 сообщений
#11 лет назад
Вообще то, инструкции по установке, как и комменты в исходниках - должны быть по умолчанию, в объеме, достаточном для использования этого скрипта, или описания сути внесенных в него изменений.
Надо такие вещи включать в стоимость работы.
Виталий К.
29 лет, Украина
110 сообщений
#11 лет назад
Нет, я сам все тогда установил, настроил. Т.е. заказчик как непрограммист получил полный комплект услуг, определенных при заказе. О руководствах речи не было.
Юрий А.
40 лет, Россия
185 сообщений
#11 лет назад
Ну и что,что заказчик не программист и Вы ему все установили?
Вы когда покупаете что то, наример стиральную машину.... Вам ее установит мастер, но инструкцию то вы получаете в комплекте....

А если заказчик обратиться к другому специалисту... Он что , на кофейной гуще будет гадать, что и где Вы там написали?

В любом случае, какие то комментарии и пояснения должны быть достаточные для работы с этим скриптом без Вашего участия.
Антон Филиппов
27 лет, Россия
3557 сообщений
#11 лет назад
Все равно надо было чиркнуть мануальчик,вдруг ему надо будет куда нибудь перенести или сделать что-либо
Юрий Осадчий
35 лет, Украина
661 сообщение
#11 лет назад
Цитата ("incweb"):
Вообще то, инструкции по установке, как и комменты в исходниках - должны быть по умолчанию, в объеме, достаточном для использования этого скрипта, или описания сути внесенных в него изменений.
Надо такие вещи включать в стоимость работы.

В стоимость работы надо включать то что изложено в ТЗ(ну или заменяющем его документе).
Если хочет инструкции -- пусть опишет сразу, не сказал -- его проблемы.
Вообще отзывы очень паршивая вещь, но лучше никто не придумал Главное не переживайте у меня тож есть -- заказов от этого не меньше )
Nikita Striker
Россия
326 сообщений
#11 лет назад
Просто дело в том, что нужно было договариваться, о выкупе скрипта, т.е за кем права-то дальше
Николай М.
35 лет, Украина
1895 сообщений
#11 лет назад
ИМХО, факты типичного плохого заказчика:
- заказчик хочет того что не было оговорено
- заказчик думает что он прав, потому что он заказчик
- заказчик обычно жадный и хочет получать больше чем оговорённый объем работ
- заказчик всегда хочет много
- заказчик питается Вами манипулировать, шантажируя неоправданным плохим отзывом, что по сути является нарушением правил работы сервиса, если заказчик не одумается, то Вы можете обратится к администрации сервиса за помощью
- заказчик часто питается манипулировать

Совет: исключите риски, пригласите на обговореные заказчика, нужно выслушать обе стороны
Виталий К.
29 лет, Украина
110 сообщений
#11 лет назад
Вот и я делал так, как просили. Модифицировать скрипт? Вот, пожалуйста. Скрипт - не стиральная машина, а аналогия неточная. Мне же в магазине не дают инструкцию по изготовлению? Не дают. Так почему я должен давать?
А обидно не столько то, что появились красненькие отзывы, а то, что рейтинг упал.

И еще, всплыло из недр логов и памяти: краткие инструкции я давал. Я написал изменения БД - в MySQL-запросах. И написал, какие файлы я менял. Т.к. я работал с исходным шаблоном, то простым сравнением можно было понять, где и какие производились изменения. Думаю, при возникновении необходимости сделать это смог бы и непрограммист, без больших трудо- и мыслезатрат. Но заказчик настаивал на полном оформлении инструкции, и я предложил ему подождать, пока не освобожусь настолько, чтобы написать сей литературный труд.
Юрий А.
40 лет, Россия
185 сообщений
#11 лет назад
Цитата ("ossadchy"):
Цитата ("incweb"):
Вообще то, инструкции по установке, как и комменты в исходниках - должны быть по умолчанию, в объеме, достаточном для использования этого скрипта, или описания сути внесенных в него изменений.
Надо такие вещи включать в стоимость работы.

В стоимость работы надо включать то что изложено в ТЗ(ну или заменяющем его документе).
Если хочет инструкции -- пусть опишет сразу, не сказал -- его проблемы.


Честно говоря, для человека - профессионала в области IT, вообще не должно возникать вопроса о документации к разрабатываемому софту.
Во всяком случае, это признак хорошего тона и профессионализма.
Андрей П.
44 года, Украина
27 сообщений
#11 лет назад
В стоимость работы надо включать то что изложено в ТЗ(ну или заменяющем его документе).
Если хочет инструкции -- пусть опишет сразу, не сказал -- его проблемы.


Полностью согласен. Эти моменты должны оговариваться до начала проекта. И заказчик здесь явно погарячился...

...для человека - профессионала в области IT, вообще не должно возникать вопроса о документации к разрабатываемому софту...


Да, конечно. Но стоимость работы такого "профессионала" наверное врядли бы устроила того же "заказчика"?

Вы когда покупаете что то, наример стиральную машину...


А это, кстати, оговаривается - например, в Правилах Торговли...
Виталий К.
29 лет, Украина
110 сообщений
#11 лет назад
Оффтопик
Интересно, сколько стоит документация с исходниками Windows Server 2008?
Юрий А.
40 лет, Россия
185 сообщений
#11 лет назад
К сожалению, существуют стандарты на написание софта.

Конечно, можно на них наплевать....

Но все профессиональные разработчики, и те кто считает себя таковым, не зависимо от их часового рейта, придерживаются их...

Что касается - не оговорено в ТЗ... Вы без документации просто не сможете сдать работу на соответствие. ( для скриптов на десяток строк это конечно не касается)
Виталий К.
29 лет, Украина
110 сообщений
#11 лет назад
Модуль небольшой был, документация - написана. Но я ведь продаю не исходник скрипта, а скрипт как программу. Т.е. используя аналогии, Microsoft продает не исходники Windows, а программу, к которой, конечно же, должна быть инструкция по использованию. В моем случае инструкция по использованию прилагалась. Более того, были даны также точные указания по установке скрипта. На новый магазин установка по инструкции производится в течение нескольких минут, квалификации и спецзнаний не требуется. Установка на уже работающий магазин требует знания основ работы с ПК.

Написал заказчику через личные сообщения и в ICQ, где уведомил его о своем нежелании выполнять дополнительную работу бесплатно, показал возможность выполнения работы за условную плату ($10-$15). Предложил также немедленно убрать отрицательный отзыв по полностью выполненной работе и, при решении заказчика заказать у нас документацию, оставить положительный отзыв в качестве моральной компенсации. Последнее - из-за того, что я не знаю, можно ли полностью удалять свои отзывы так, чтобы при этом возвращались баллы рейтинга. В связи с этим вопрос: возвратится ли мне балл рейтинга, если отзыв перестанет быть отрицательным?
Николай М.
35 лет, Украина
1895 сообщений
#11 лет назад
возвратится ли мне балл рейтинга, если отзыв перестанет быть отрицательным?

да.
Владимир Ф.
36 лет, Россия
1322 сообщения
#11 лет назад
Оффтопик
Интересно, а если я закажу дизайн, мне можно также потребовать у дизайнера, чтобы он научил пользоваться меня фотошопом.

заказчик же студия!
Типичный случай попытки захвата мира за $100. Сделай, покажи, научи. Написали бы инструкцию, он бы потом задолбал бы: "не получается у меня, инструкция плохая". Предложите воспользоваться утилитой diff. Или сами diff файлы киньте ему. Если с руками все ok, то этого будет достаточно, а если из *опы растут, то никакая инструкция не поможет.
PS Я бы ответил таким же отзывом.
Равшан Д.
51 год, Россия
153 сообщения
#11 лет назад
С точки зрения заказчика, Ваш коментарий на написаный отзыв, в плане "подробная документация может быть преобретена за дополнительную оплату" выглядит крайне раздражительно...

Я Вас понимаю как исполнителя, тем более,что на фрилансе, заказчик должен отдавать себе отчет, что если он сюда пришел, значит он понимает то, что за не большие деньги он должен очень четко рисовать свои пожелания...

И это действительно так..
Я не пытаюсь рассудить, кто из Вас прав... Мне кажется Вы оба вступили в конфронтацию...

Пожалуй Вам не повезло с человеком... Хочу заметить, не с заказчиком, а конкретно с человеком.... Просто получилось так, что он в эмоциях написал такой отзыв...
Но очасти Вы в этом тоже виноваты... Вы создали прецендент для того, чтобы он пошел на эти меры... (исключаем вариант, что он просто Га..о)
Конечно, легко давать советы со стороны... Но Вы ведь просили выразить свою точку зрения... Я выразил...
В данном случае я на 60 % на стороне заказчика, остальное на Вашей...

Извините за, может быть неуместные, советы...
Виталий К.
29 лет, Украина
110 сообщений
#11 лет назад
Спасибо Советы на то и советы, что со стороны. Заказчик не отвечает... Что ж, начну пожалуй так: "Любимый администратор! Пишу тебе эти строки..."
Владислав У.
30 лет, Украина
875 сообщений
#11 лет назад
Например, после создания "сайта под ключ" я стараюсь кратко описать руководство использования cms-системы. Я считаю это обязательным для фрилансера, но это конечно IMXO.
Юрий Осадчий
35 лет, Украина
661 сообщение
#11 лет назад
Цитата ("incweb"):
Честно говоря, для человека - профессионала в области IT, вообще не должно возникать вопроса о документации к разрабатываемому софту.
Во всяком случае, это признак хорошего тона и профессионализма.

И это отдельная услуга. За которую надо платить. Делать это или нет за "спасибо" фрилансер решает сам. Я, например, стараюсь небольшой мануал всегда писать для экономии своего времени в будущем. Но если не оговорено иное, это сугубо мое желание.