Илья К.
36 лет, Россия
120 сообщений
#11 лет назад
Хоть в ИТ я абсолютно не новичок, но в сфере фриланса я пока только учусь.
Захотелось себя попробовать в этом деле.

Моя история. В аську постучал человек, захотел сделать небольшую программу (печать необходимого документа на основании заполненных полей и высланного шаблона в виде JPEG). Документ был сложный, положения элементов должны были соответствовать по миллиметру с оригиналом. Был обработан и набран новый шаблон, в точности повторяющий оригинал.

Предоплату и прочее я не брал (т.к. я совсем новый, ни отзывов, ни выполненных проектов нет). Цену выставил в 70 у.е. (вот здесь конечно, я дал маху, не уточнил какие у.е. имею в виду)
Сказал, что выполню в течение 5-7 дней. Работа началась.
Через 2 дня высылаю в аську и почтой вопрос по одному из листов документа. В ответ - тишина. 3 дня тишины. После первых же суток я сворачиваю проект, т.к. что далее будет - неизвестно. Через 3 дня он появляется, говорит, что у него проблемы с почтой. Продолжаем работу. Через пару дней он снова пропадает, уже на 2 дня, я не тороплюсь. Из своих чекпойнтов я "проспал" только один (последний, из-за своих технических проблем, при первой же возможности вышел в сеть, выслал результат, извинился и объяснил причину). Однако ввиду задержек и разных часовых поясов (письма с описанием недочетов приходили через сутки-полтора после высылания промежуточных результатов) сам проект продлился 11 дней. К тому же т.к. задания четкого не было (только примеры листов, которые, как оказалось, тоже были не совсем верные) задание превратилось в динамическое. Чекпойнтов было 3-4, с промежуточными результатами. Мои фразы были "я постараюсь к 20 часам", т.е. четких рамок не было, однако моя работа была закончена за 6 дней (исключая задержки ввиду пропадания заказчика), если учесть "чистое" время (без ожидания претензий по работе), то дня 3. В итоге последнего чекпойнта он сказал "все отлично".

Лог последнего общения:

*** (10:29:56 6/12/2007)
отлично, только на второй странице в итого тоже надо точку поставить и три знака после нее
*** (10:35:23 6/12/2007)
Возможно надо будет подправить пару мелочей, как шрифт чуть больше в номере сделать и дату отгрузки внизу чуть в лево сместить. но может и так прокатит. и еще надо будет сделать программу под один лист, если контейнеров меньше 10 надо будет делать. надо будет добавить в первый лист элементы второго.

Я (10:36:06 6/12/2007)
и вы это говорите под самый конец работы?

Я (10:39:02 6/12/2007)
безусловно не очень красиво получилось, но я сам недавно узнал что они маленькие бывают. я не тороплю по срокам, за неделю справитесь?


зы. Прочитал в предварительном просмотре, подумал, что возможно тут неясно, почему я отреагировал. Поясню: мелкие доработки (шрифт не тот, элемент отходит на 2 мм - это исправлено), однако формирование нового листа с новым расположением элементов займет около 3 дней. И это я должен делать, по его мнению, бесплатно.

После этого я высылаю результаты работы (с небольшими ограничениями) и озвучиваю свои требования: с него оплата 70 уе, с меня отправка всей работы, после этого доработка за 30 уе (курс 30 ру). После этого началось:

*** (09:06:06 7/12/2007)
Ладно, я вас не предупредил заранее, вы не уложились к воскресенью как обещали. Давайте доведем до конца и поднимем цену до 100 долларов. Я заплачу по курсу 30, если вы мне покажете где мы это обговаривали.

*** (15:35:53 7/12/2007)
короче, зазказ был выполнен с опазданием в 4 дня!!! и еще с недоработками!!!! (на втро

Я (15:37:06 7/12/2007)
заказ не принимается?

*** (15:40:36 7/12/2007)
на второй странице, там где пишется количество контейнеров прописью, стоит строчка 34328 CARTOBS, о которой я упоминал). Если за такое отношение к работе, вы все еще хотите 70уе по курсу 30, то заказ не принимается


Плюс про свои проблемы. И т.д.
Я хотел предложить покупку существующего решения по курсу заказчика, а дальше будем обсуждать доработку и цену на нее.
Но в итоге заказ не был принят, и "разошлись как в море корабли".

Что интересует меня? Я прав, что добавил компенсацию из-за того, что добавился пункт и "вышло некрасиво"? Вообще, как вы поступаете в подобных ситуациях?
Или прав все-таки заказчик? Его имя я не публикаю, какой смысл. Просто мне это нужно для дальнейшего осмысливания.
Ну и, наверное, скину ему в аську, может продолжим работу на устраивающих нас условиях.

С уважением, Илья Корстин.
Болатов Алибек
42 года, Россия
1090 сообщений
#11 лет назад
Вам просто нужно было более формализовать общение. Вначале обговорить задание, получить четкое ТЗ и только потом оговорить сроки, оплату и браться за работу.
Для надежных заказчиков можно допустить какое-то оперативные доработки без составления нового ТЗ, неформализованное общение и т.п. согласований (то есть основанные на доверии, а не на бумагах), но заказчик должен это еще заслужить.

Лично я бы в первую очередь уточнил курс УЕ, потому что когда называется сумма в 70 у.е., скорее воспринимается, что это $70.
И при втором неплановом пропадании я бы по этому поводу переговорил с заказчиком. Если он пропадает, то пусть оплачивает простои. Оплата за простои может быть небольшой (все же это фриланс), но должна быть, это приучает к пунктуальности. Верно, кстати, и обратное -- если исполнитель не укладывается по срокам, то он должен компенсировать задержки.
Когда всплыли "мелкие доработки", надо было сразу оговорить, что эти доработки должны быть оплачены дополнительно. В идеале -- на эти доработки надо составить отдельное ТЗ.
Резюме: с опозданиями заказчик не прав, в них виноват он сам. С несогласием по курсу 30 рублей за у.е. он прав, его надо было оговорить заранее. По поводу качества работы и недоработок ничего сказать не могу, работу не видел. Но есть какое-то ощущение, что эти придирки для того, чтобы снизить величину оплаты.
Бюрократия рулит.
Болатов Алибек
42 года, Россия
1090 сообщений
#11 лет назад
И еще вопрос, почему формирование шаблона занимает так много времени (три дня)?
Ты же не вручную каждый элемент пропечатываешь, есть какой-то движок, которому скармливаются позиции и описание полей. Значит надо просто создать список полей с описаниями, на мой взгляд это максимум день.
Илья К.
36 лет, Россия
120 сообщений
#11 лет назад
Я учитываю 3 дня с доработками. Переделка под новый макет, его позиционирование, заполнение.Потому что или символ не там находится, либо еще что-нибудь. Плюс, как я указал, претензии получаю через сутки (из-за разницы в часовых поясах)
Илья К.
36 лет, Россия
120 сообщений
#11 лет назад
ТЗ оно конечно всегда рулит, да объем задачи все-таки не так велик, а сроки были все-таки более-менее важны. Поэтому естественно, от написания ТЗ я сразу мысленно отказался.

С у.е. я конечно лопухнулся, признаю. Однако была фраза от заказчика "90% людей, говоря об у.е., имеют в виду доллар, а 10% - евро"... Ну если он сам понимает это двояко, надо было уточнить.