Игорь Грицишин
37 лет, Украина
519 сообщений
#11 лет назад
Взято с соседнего-ресурса.ру

Никто не платит много слабакам, готовым ответить "да" на любую просьбу клиента. Если вы хотите зарабатывать больше – попробуйте улучшить качество работы, способы поиска клиентов и т.п. – но ни в коем случае не хватайтесь за всё подряд, что вам предложат

Итак – случаи когда нужно отвечать "нет":

1) Вы можете показать мне макет чтобы я смог определиться с кем работать? Нет.
В лучшем случае клиент поймёт, что вас можно заставить работать бесплатно, в худшем – получит макет и ничего не заплатит.

2) Вы можете снизить цену вашей работы? Нет.
Скорее всего ваши цены итак невысоки – множество фриленсеров и компаний берёт в 2-3-5-10-20 раз больше, чем вы, за ту же работу. Простая математика говорит, что если вы повысите цену вдвое и потеряете половину клиентов – вы будете получать те же деньги, работая вдвое меньше.

3) Вы могли бы обеспечить хостинг моему сайту и зарегистрировать домен? Нет.
За 10 долларов в месяц вы можете получить звонки на выходных или посреди ночи по поводу неработающей почты, неработающего сайта и т.п. Покажите клиенту сайты регистратора и хостера (лучше раздельно – чтобы не было проблем со сменой хостинга) и да поможет ему (клиенту) бог.

4) Вы можете сделать копию этого сайта? Нет.
Клиент, просящий вас сделать копию *чужого* сайта имеет не совсем чтобы выскоие моральные устои. Мало того, что это может кончится затянутыми выплатами или их отсуствием – вы не сможете показывать эту работу в портфолио (либо о вас будут думать "а ведь может и украсть". К тому же такие заказы противоречат здравому смыслу: клиенты за очень небольшую сумму просят скопировать "монстров", интерфейсы и функциональность которых создавалась годами и стоила десятки и сотни тысяч долларов – зачем вам нужны эти приключения?

5) Я могу заплатить за разработку прибылями от продаж с сайта? Нет.
В 90% случаев авторы подобных предложений просто не в состоянии запустить бизнес – ведь зарабатывать и экономить – это разные вещи. В оставшихся 10% прибыли не будет так долго, что вы скорее всего забудете о возможности её получения когда это станет реально возможно.

6) У меня есть замечательная идея – ты делаешь сайт бесплатно, люди звонят, я продаю – прибыль делим. Нет.
Это тот же пункт 5 в вариантах. Если вам хочется иметь с кем-либо совместный бизнес – сделайте его с хорошими друзьями, у которых уже есть какой-то бизнес, а не с первым встречным который скорее всего и зарабатывать толком не умеет (у него ведь нет денег чтобы воплотить свою идею).

7) У вас есть ICQ / GoogleTalk и т.п.? Нет.
Если бы я хотел, чтобы меня постоянно дёргали по поводу работы – я бы сидел в офисе. Общение через текстовые сообщения крайне непродуктивно и бессмысленно. Если вам нужно о чём-то договориться – используйте голосовую связь. К тому же если у клиента существует возможность быстро до вас добраться с помощью сообщений, телефона и т.п. – не ждите к себе иного отношения кроме как к дешёвому наёмнику, у которого нет других клиентов, – и будьте готовы к авралам.

8) Я могу заплатить полную/всю сумму по окончании работ? Нет.
Ни в одном другом бизнесе люди не работают без предоплаты (разве что если они могут довести сделку до конца за минуту-час-день) – почему же это должно происходить с веб-разработками? Мало того, что в итоге вам могут не заплатить – вы ставите себя в зависимость от личностных качеств клиента. Клиент получает возможность шантажировать вас сроком и объёмами выплаты. Крайне редко встречаются клиенты, готовые без особых обсуждений доплатить за дополнительную работу. И наоборот – очень многие клиенты пользуются ситуацией с выплатой, требуя доделать менюшки, добавить контактные формы в самых неожиданных местах и т.п. Вам это точно не нужно.
Просите 50% вперёд – либо 1/3 или 1/4 если сумма заказа очень большая – но если вы готовы отработать проект бесплатно – цена вам невелика. В районе нуля.

9) Можно ли довести проект до стадии Н за эти выходные? Нет.
У вас есть личная жизнь (если нет – постарайтесь как можно быстрее ею обзавестись ибо отсутствие семьи и друзей – это ненормально). Если вы собираетесь торговать ею – очень скоро её не останется... К тому же очень часто по ходу работ выясняется что клиент "забыл" упомянуть какие-либо детали, которые затянут проект намного дольше, чем ближайшие выходные.

10) Я могу быть уверен, что вы нигде не используете эту работу? Нет.
Никому не нужно, чтобы на каждом проекте вы изобретали велосипед с нуля. Всем будет только лучше, если у вас есть готовые шаблоны кода, элементы дизайна, JavaScript/AJAX и подобные вещи с предыдущих проектов, за разработку которых данный клиент не платит и на которые вы не тратите ваше *драгоценное* время.

P.S. Помните, что вы не можете успешно работать с любым заказчиком на планете и не каждый заказ можно довести до конца. Всем будет лучше, если вы научитесь отсекать "левые" заказы и клиентов на самых ранних стадиях переговоров.
Антон Березов
Австралия
136 сообщений
#11 лет назад
Все это хорошо! Но... кушать то хочется)
Виктор Т.
32 года, Россия
1036 сообщений
#11 лет назад
Полностью согласен, только есть одно "но" - все это касается профессиональных фрилансеров с огромным рейтингом. А вот что делать начинающим? За большую часть этих "нет" можно вполне остаться без проекта, а следовательно денег/опыта/рейтинга.
Игорь Грицишин
37 лет, Украина
519 сообщений
#11 лет назад
Цитата ("Sivis"):
Полностью согласен, только есть одно "но" - все это касается профессиональных фрилансеров с огромным рейтингом. А вот что делать начинающим? За большую часть этих "нет" можно вполне остаться без проекта, а следовательно денег/опыта/рейтинга.

Что делать начинаюшим? Думая, что для начала избегать ошибок и копить опыт.
Непринец И.
34 года, Украина
75 сообщений
#11 лет назад
Неплохо написано, но некоторые пункты могут отпугнуть потенциального заказчика.

К обязательным "нет" хорошего фрилансера я отказываюсь отнести следующие пункты:
7) До сих пор общаюсь с многими заказчиками через асю и приватные сообщения. Абсолютно не мешает работе и взаимопониманию.
8) Да, через СБС веблансера (или соседнего ресурса .ру)
9) Да, можно. Но если хотите быстрее - платите больше.

Все вышесказанное - имхо
Антон Березов
Австралия
136 сообщений
#11 лет назад
Sivis, хотя посл. время я стал применять пункт второй с ожесточенным рвением. И думаю принесет плоды. Вы конечно простите, но заказчики в своем большинстве дубы дубом. Им лиж бы был сайт и тупо бабло приносил и им пофигу.. что я верстаю блоками, под XHTML strict доктайп, а вася пупкин таблицами под доктайп HTML loose. И что я должен перед такими надрыватся, выкладыватся? А скоро целенаправлено повышу свои знания в верстке и буду брать от 150$. А почему я должен брать меньше? - на веблансере объявлений что поехала дескать верстка по три каждый день. Как говорится скупой платит дважды.
Виктор Т.
32 года, Россия
1036 сообщений
#11 лет назад
Но ведь если всем всегда говорить "нет" - тогда и опыта не будет. А еще бывает что человек спец в своей области, а во фрилансе недавно, следовательно рейтинга нет.

А теперь представьте ситуацию: пусть я крутой спец, но зарегистрировался только вчера. Мне предлагают сделать что-то за N денег, но я ценю себя любимого и говорю, что сделаю это, скажем за 2N денег. Как вы считаете, что ответит заказчик, учитывая что рядом уже висят несколько предложений с ценой примерно равной N/2 ???

PS: Имеется ввиду абстактное "я", а не лично я))
Игорь Грицишин
37 лет, Украина
519 сообщений
#11 лет назад
Sivis, Разве кто-то говорил, что надо постоянно говорить нет? Просто бівают ситуации, когда действительно лучше отказаться...
Вот недавно біла у нас ситуация: потратили кучу времени на клиента, сделали 7 дизайнов, 12 вариантов флешь анимации, постоянно меняли вёрстку.... клиент всё утвердил. а что на выходе? чистый убыток. Почему - нарушение пуктов 1,2,7,8,9
Поймите, проще пройти не наступать на грабли, чем получать отрицательный опыт. это он только в поговорке "тоже опыт".

А еще бывает что человек спец в своей области, а во фрилансе недавно, следовательно рейтинга нет.
- тут всё просто.
Наша комманда не только фрилансеры, часто выступаем как заказчики. Так вот, рейтинг клиента интересует намного меньше, чем
хороший портфель и навыки.

Мне предлагают сделать что-то за N денег, но я ценю себя любимого и говорю, что сделаю это, скажем за 2N денег.

Делайте, ктож против. Только цените своё время и уважайте свой труд.
Вадим Т.
44 года, Нидерланды
3240 сообщений
#11 лет назад
Хорошая статья. Поймал себя на мысли, что иногда сам по некоторым из этих пунктов говорил заказчикам "да", хотя по всем законам здравого смысла стоило бы сказать "нет". Пункт 3 прочувствовал на себе наверное раз 10.

Согласен со всеми пунктами. Хотя некоторые, типа пункта 7 (хотя он наиболее спорный), все еще осилить не в состоянии.
Игорь Грицишин
37 лет, Украина
519 сообщений
#11 лет назад
tvv, пункт 7 конечно самый слабый. да и вообще, не стоит абсолютизировать статью. одно точно - нарушение болше 1-2 пунктов
грозит серьёзными потерями (деньги, время и тп).
Антон Березов
Австралия
136 сообщений
#11 лет назад
Короч тема!
Ринат Твист
42 года, Россия
88 сообщений
#11 лет назад
7, 8 не годится совсем. соответственно 1 вытекает - тоже
взгляд заказчика.
Андрей Д.
28 лет, Украина
1267 сообщений
#11 лет назад
C 7 не согласен
Станислав Малкин
34 года, Украина
1410 сообщений
#11 лет назад
7, 10 - явно лишние пункты тут.
Игорь Грицишин
37 лет, Украина
519 сообщений
#11 лет назад
ArtLab, Вы всегда пишите авторизацию и новости "с нуля", не используете библиотеки, классы и тп?
Станислав Малкин
34 года, Украина
1410 сообщений
#11 лет назад
Цитата ("mx-media"):
ArtLab, Вы всегда пишите авторизацию и новости "с нуля", не используете библиотеки, классы и тп?


Все зависит от ситуации.

А разве это как-то противоречит тому, что 7 и 10 пункт просто выбиваются из этого списка?
Антон Жмако
32 года, Беларусь
305 сообщений
#11 лет назад
mx-media, все правильно. Спасибо за статью.
Игорь Грицишин
37 лет, Украина
519 сообщений
#11 лет назад
_az_, Статья не моя. Я просто её тут разместил
 Oxadesign™
582 сообщения
#11 лет назад
В целом пункты правильные.
7-ое "нет" нахожу правильным, лично мне далось особенно сложно
Аргумент "если бы я хотел, чтобы меня постоянно дёргали по поводу работы – я бы сидел в офисе" звучит несколько хамовито, но по моим наблюдениям за потребностью в постоянном так.наз. "оперативным общением" обычно скрывается очень слабый менеджмент, который принесет тьму проблем в процессе проекта.
10-ое "нет", на мой взгляд, требует уточнения. Договоренность с заказчиком должна быть прозрачной, и ясно оговорено какие права, в каком объеме и за какую цену передаются.
Сергей Виноградов
38 лет, Россия
244 сообщения
#11 лет назад
3 пункт лишний, есть много заказчиков которые даже не знают что такое хостинг. Я лично беру на себя обязанность помочь человеку который обратился ко мне, проконсультировать его по тем вопросам на которые знаю ответ.